ЧИН МЕССЫ (с народом)

* Qazaqsha (Казахский на латинице)

* Қазақша (Казахский на кириллице)

* English (Английский)

• НАЧАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ •

По окончании входного песнопения священник и верующие, стоя, осеняют себя крестным знамением; при этом священник, обратившись к народу, говорит:

С. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Н. Аминь.

Затем священник, распростирая руки, приветствует народ, говоря:

С. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Либо:

С. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Либо:

С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

Епископ, вместо «Господь с вами», в этом первом приветствии говорит:

Е. Мир вам.

Н. И со духом твоим.

• ОБРЯД ПОКАЯНИЯ •

В воскресенье может совершаться благословление воды и окропление в память крещения.

После приветствия священник, стоя у предстоятельского места и обратившись к народу, имея перед собой сосуд с освящаемой водой, призывает народ к молитве, которую завершает следующими словами:

С. Через Христа, Гóспода нашего.

Н. Аминь. 

Следует окропление верующих освящённой водой, после чего, вернувшись к предстоятельскому месту, священник, по окончании песнопения, стоя лицом к народу со сложенными руками говорит:

С. Всемогущий Бог да очистит нас от грехов наших и совершением этой Евхаристии да удостоит нас участия в Трапезе Его Царствия.

Н. Аминь.

Если обряд окропления освящённой водой не совершается, то священник, начиная Мессу, призывает верующих к покаянию следющими словами: 

С. Братья и сёстры, осознаем наши грехи, дабы мы были способны участвовать в совершении Святых Тайн.

Сохраняется короткое молчание, затем все вместе произносят слова общего исповедания:

Исповедую Богу Всемогущему * и вам, братья и сёстры, * что я много согрешил * мыслью, словом, делом и несовершением добра.

И, ударяя себя в грудь, говорят:

По моей вине, * по моей вине, * по моей величайшей вине.

Затем продолжают:

Поэтому прошу Блаженную Приснодеву Марию, * всех ангелов и святых * и вас, братья и сёстры, * молиться обо мне Господу Богу нашему.

Следует разрешительная молитва священника:

С. Да помилует нас всемогущий Бог * и, простив грехи наши, * да приведёт нас к жизни вечной.

Н. Аминь. 

Либо:

Священник призывает верующих к совершению обряда покаяния:

С. Братья и сёстры, осознаем наши грехи, дабы мы были способны участвовать в совершении Святых Тайн.

Сохраняется короткое молчание. Затем священник говорит:

С. Помилуй нас, Господи.

Н. Ибо согрешили перед Тобою.

С. Яви нам, Господи, милосердие Твоё.

Н. И спасение Твоё даруй нам.

Следует разрешительная молитва священника:

С. Да помилует нас всемогущий Бог * и, простив грехи наши, * да приведёт нас к жизни вечной.

Н. Аминь.

Либо:

Священник призывает верных к совершению обряда покаяния:

С. Братья и сёстры, осознаем наши грехи, дабы мы были способны участвовать в совершении Святых Тайн.

Сохраняется короткое молчание.

Затем священник, диакон или другой служитель произносит следующие или иные воззвания с Господи, помилуй:

С. Посланный исцелять сокрушённых сердцем: Господи, помилуй.

Н. Господи, помилуй.

С. Пришедший призвать грешников: Христе, помилуй.

Н. Христе, помилуй.

С. Восседающий одесную Отца, чтобы ходатайствовать за нас: Господи, помилуй.

Н. Господи, помилуй.

Следует разрешительная молитва священника:

С. Да помилует нас всемогущий Бог * и, простив грехи наши, * да приведёт нас к жизни вечной.

Народ отвечает:

Н. Аминь.

Следуют воззвания Господи, помилуй, (Kyrie, eleison), если они уже не употреблялись в какой-либо другой формуле обряда покаяния.

С. Господи, помилуй.

Н. Господи, помилуй.

С. Христе, помилуй.

Н. Христе, помилуй.

С. Господи, помилуй.

Н. Господи, помилуй.

Затем, если предписано, поётся или произносится гимн:

Слава в вышних Богу * и на земле мир людям доброй воли. * Хвалим Тебя, * благословляем Тебя, * поклоняемся Тебе, * славословим Тебя, * благодарим Тебя ради великой славы Твоей, * Господи Боже, Царь Небесный, * Боже, Отче всемогущий, * Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе, * Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, * отъемлющий грехи мира, помилуй нас; * отъемлющий грехи мира, прими молитву нашу; * сидящий одесную Отца, помилуй нас. * Ибо Ты один свят, * Ты один — Господь, * Ты один — Всевышний, Иисусе Христе, * со Святым Духом во славе Бога Отца. * Аминь.

По окончании этого гимна священник со сложенными руками говорит:

С. Помолимся.

И все вместе со священником некоторое время молятся в молчании. Затем священник с распростёртыми руками произносит вступительную молитву (коллекту), по окончании которой народ отвечает:

Н. Аминь.

• ЛИТУРГИЯ СЛÓВА •

Затем чтец идёт к амвону и читает Первое чтение, которое все слушают сидя.
В знак завершения чтения, чтец возглашает:

Ч. Слово Господне.

Н. Благодарение Богу.

Псаломщик или певчий поёт или читает псалом; народ произносит Ответный стих. Затем, если предписано Второе чтение, чтец читает его с амвона, как указано выше. В знак завершения чтения, чтец возглашает:

Ч. Слово Господне.

Н. Благодарение Богу.

Затем диакон или священник подходит к амвону и говорит:

С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

С. Чтение святого Евангелия от N.

Н. Слава Тебе, Господи.

По окончании Евангелия диакон или священник возглашает:

С. Слово Господне.

Н. Хвала Тебе, Христе.

Следует проповедь. 

По окончании проповеди поётся или читается, когда это предписано, Символ или Исповедание веры:

Верую во единого Бога, * Отца всемогущего, * Творца неба и земли, * видимого всего и невидимого. * И во единого Господа Иисуса Христа, * Сына Божия Единородного, * от Отца рождённого прежде всех веков, * Бога от Бога, * Свет от Света, * Бога истинного от Бога истинного, * рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, * через Которого всё сотворено. * Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошёл с небес.

При следующих словах вплоть до “стал человеком” [“factus est“] все совершают поклон.

И воплотился от Духа Святого и Марии Девы, * и стал Человеком; * был распят за нас при Понтии Пилате, * пострадал и был погребён, * и воскрес в третий день по Писаниям, * и восшёл на небеса, сидит одесную Отца, * и вновь грядёт со славою судить живых и мёртвых, * и Царству Его не будет конца. * И в Духа Святого, * Господа и Животворящего, * от Отца и Сына Исходящего, * Которому вместе с Отцом и Сыном воздаётся поклонение и слава, * Который вещал через пророков. * И во единую Святую Католическую и Апостольскую Церковь. * Исповедую единое крещение во отпущение грехов. * Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. * Аминь.

Вместо Никео-Константинопольского Символа Веры, особенно во время Великого Поста и в Пасхальное время, может употребляться крещальный символ Римской Церкви, так называемый Апостольский Символ Веры.

Верую в Бога, * Отца Всемогущего, * Творца неба и земли. * И в Иисуса Христа, * Сына Его Единородного, Господа нашего:

При следующих словах вплоть до “Марии Девы” все совершают поклон.

Который был зачат от Духа Святого, * родился от Марии Девы, * страдал при Понтии Пилате, * был распят, умер и был погребён; * сошёл в ад; * в третий день воскрес из мёртвых; * восшёл на небеса, * сидит одесную Бога Отца Всемогущего, * оттуда придёт судить живых и мёртвых. * Верую в Духа Святого, * святую Католическую Церковь, * общение святых, * прощение грехов, * воскресение плоти, * жизнь вечную. * Аминь.

Затем читается Всеобщая молитва или так называемая Молитва верных. 

• ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ •

После Всеобщей молитвы начинается песнопение на приношение даров  В это время служители располагают на алтаре всё необходимое для Евхаристии.

Священник берёт патену с хлебом, держа её обеими руками и немного приподнимая над алтарем, вполголоса говорит:

С. Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; * ибо по щедрости Твоей мы приняли хлеб, нами Тебе приносимый, * плод земли и труда рук человеческих, * чтобы он стал для нас Хлебом жизни.

Если же не совершается песнопения на приношение даров, священнику позволено произносить эти слова в полный голос; в конце народ может возглашать:

Н. Благословен Бог вовеки.

Диакон или священник вливает в чашу вино и немного воды. Затем священник берёт чашу, держа её обеими руками и, немного приподнимая над алтарём, вполголоса говорит:

Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; * ибо по щедрости Твоей мы приняли вино * нами Тебе приносимое, * — плод лозы и труда рук человеческих, * чтобы оно стало для нас питием духовным.

Если же не совершается песнопения на приношение даров, священнику позволено произносить эти слова в полный голос; в конце народ может возглашать:

Н. Благословен Бог вовеки.

Затем священник, распростирая и складывая руки, обращается к народу:

С. Молитесь, братья и сёстры, * чтобы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу всемогущему.

Н. Да примет Господь жертву из рук твоих * во хвалу и славу имени Своего * равно и на пользу нашу и всей Церкви Своей Святой.

Затем священник с распростертыми руками произносит Молитву над дарами, по окончании которой народ возглашает:

Н. Аминь.

• II ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА •

Священник начинает Евхаристическую молитву словами:

С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

С. Ввысь сердцá.

Н. Имеем их у Господа.

С. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Н. Достойно это и праведно.

C. Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Святый Отче, через Иисуса Христа, Сына Твоего Возлюбленного, Слово Твоё, Которым Ты всё сотворил, посланного Тобою Спасителя нашего и Искупителя, воплотившегося от Духа Святого и от Девы рождённого. Исполняя волю Твою и обретая Тебе народ святой, Он, страдая, распростёр руки на Кресте, дабы разрушить смерть и явить воскресение. И поэтому мы с Ангелами и всеми Святыми, славу Твою возвещаем, единым гласом взывая:

Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. * Полны небеса и земля славы Твоей. * Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне. * Осанна в вышних.

Священник с распростёртыми руками говорит:

С. Воистину свят Ты, Господи, Источник всякой святости.

Соединяет руки и, держа их простёртыми над дарами, говорит:

Поэтому просим, освяти эти дары Духом Твоим, подобно росе нисходящим,

соединяет руки и осеняет крестными знамением одновременно хлеб и чашу, говоря:

дабы они стали для нас Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

В следующих выражениях словá Господа произносятся отчётливо и ясно, как требует того сама сущность этих слов.

С. Он же, добровольно предавая Себя на страдание, взял хлеб и, Тебе вознося благодарение, преломил, и подал ученикам Своим, говоря:

ПРИМИТЕ И ВКУСИТЕ ОТ НЕГО ВСЕ, * ИБО ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЁ, * КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО.

Показывает народу пресуществленную Гостию, кладет Её на патену и поклоняется Ей, преклонив колено.

Затем продолжает:

С. Подобным образом, после вечери, взяв также чашу, и вновь вознося Тебе благодарение, Он подал ученикам Своим, говоря:

ПРИМИТЕ И ПЕЙТЕ ИЗ НЕЁ ВСЕ, * ИБО ЭТО ЕСТЬ ЧАША КРОВИ МОЕЙ * НОВОГО И ВЕЧНОГО ЗАВЕТА, * КОТОРАЯ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ПРОЛЬЁТСЯ ВО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ. * ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ.

Показывает народу Чашу, ставит Её на корпорал и поклоняется Ей, преклонив колено.

Затем говорит:

С. Тайна веры.

Н. Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твоё исповедуем, доколе Ты придёшь.

Либо:

Н. Всякий раз, когда мы вкушаем этот Хлеб и пьём из этой Чаши, смерть Твою возвещаем, Господи, доколе Ты придёшь.

Либо:

Н. Спаси нас, Спаситель мира, освободивший нас крестом и воскресением Своим.

Либо:

Н. Христос умер. Христос воскрес. Христос придёт вновь. 

Затем священник с распростёртыми руками говорит:

С. Потому, вспоминая смерть и воскресение Его, Тебе, Господи, приносим Хлеб жизни и Чашу спасения, и благодарим Тебя, ибо Ты удостоил нас стоять пред Тобою и служить Тебе. И смиренно молим, чтобы причащаясь Тела и Крови Христа, мы были собраны Духом Святым воедино.

Помни, Господи, о Церкви Твоей, распространённой по всей земле, и соделай её совершенной в любви вместе с Папой нашим N. и Епископом нашим N., и всем духовенством.

Помяни также братьев и сестёр наших, усопших в надежде воскресения и всех почивших в Твоём милосердии, и допусти их в свет лица Твоего. Просим, помилуй нас всех, дабы, вместе с блаженной Богородицей Девой Марией, блаженными Апостолами и всеми Святыми, от века Тебе угодившими, мы удостоились быть участниками вечной жизни и Тебя восхваляли и прославляли через Сына Твоего, Иисуса Христа.

Священник берёт патену с Гостией и Чашу и, приподнимая их, говорит:

С. Через Него, * и с Ним, и в Нём, * Тебе, Богу Отцу Всемогущему, * в единстве Духа Святого * всякая честь и слава * во все веки веков.

Н. Аминь.

Затем следует обряд Причащения.

• ОБРЯД ПРИЧАЩЕНИЯ •

Поставив патену и чашу, священник, сложив руки, говорит:

С. Спасительными заповедями вдохновлённые * и Божественным наставлением наученные, * дерзаем говорить:

распростирает руки и вместе с народом продолжает:

Отче наш, сущий на небесах, * да святится имя Твоё, * да придёт Царствие Твоё, * да будет воля Твоя, * как на небе так и на земле; * хлеб наш насущный дай нам на сей день; * и прости нам долги наши, * как и мы прощаем должникам нашим; * и не введи нас в искушение, * но избавь нас от лукавого.

С распростёртыми руками священник продолжает один, говоря:

С. Избавь нас просим Тебя, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, дабы укреплённые силою милосердия Твоего, мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая блаженного упования и пришествия Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Н. Ибо Твоё есть царство, и сила и слава во веки.

Затем священник продолжает:

С. Господи Иисусе Христе, * Ты сказал апостолам Своим: * мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не взирай на грехи наши, но на веру Церкви Твоей и по воле Твоей благоволи умирить и объединить её. Ты Живущий и Царствующий во веки веков.

Н. Аминь.

Священник, обратившись к народу, говорит:

С. Мир Господа да будет всегда с вами.

Н. И со духом Твоим.

Затем, если это уместно, диакон или священник добавляет:

С. Дайте друг другу мир.

И все, согласно местным обычаям, выражают другу другу знак мира, общения и любви, после чего все поют или произносят:

Агнец Божий, * отъемлющий грехи мира, * — помилуй нас.

Агнец Божий, * отъемлющий грехи мира, * — помилуй нас.

Агнец Божий, * отъемлющий грехи мира, * — даруй нам мир.

Священник  берёт Гостию, преподнимая Её немного над патеной или над чашей, обращаясь к народу, говорит:

С. Вот Агнец Божий, * вот отъемлющий грехи мира. * Блаженны званные на вечерю Агнца.

Н. Господи, я недостоин, * чтобы Ты вошёл под кров мой, * но скажи только слово, * и исцелится душа моя.

Священник причащается Тела и Крови Христовой. После этого он сам или же диакон уделяет Причастие верным. Священник, подойдя к причащающемуся, говорит: 

С. Тело Христово.

Причащающийся отвечает:

Аминь. 

Завершив уделение Причастия, священник, диакон или аколит очищает патену над чашей и саму чашу. Затем, стоя у алтаря или у предстоятельского места, священник, обращаясь к народу со сложенными руками, говорит:

С. Помолимся.

И все вместе со священником молятся некоторое время в молчании, если оно уже не предшествовало. Затем священник с распростёртыми руками произносит Молитву после Причащения. В конце народ возглашает:

Н. Аминь.

• ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД •

Священник, обращаясь к народу и распростирая руки, говорит:

С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

С. Да благословит вас всемогущий Бог, Отец, и Сын, и Святой Дух.

Н. Аминь.

В некоторые дни или в определённых случаях этой форме благословения предшествует, согласно рубрикам, другая, более торжественная форма благословения либо Молитва над народом. В понтификальной Мессе предстоятель надевает митру и, распростирая руки, говорит:

Е. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.

Е. Да будет имя Господне благословенно.

Н. Отныне и во веки.

Е. Помощь наша в имени Господа.

Н. Сотворившего небо и землю.

Е. Да благословит вас всемогущий Бог Отец, и Сын, и Святой Дух.

Н. Аминь.

Затем диакон или сам священник со сложенными руками обращаясь к народу, говорит:

С. Идите, Месса совершилась.

Н. Благодарение Богу.