Что такое Католическая Церковь?

     Католическая Церковь (от греч. καθολικός / katholikós – «всеобщий», «вселенский»; лат. Ecclesia Catholica – «Вселенская Церковь»; каз. Католик Кілесесі / Katolik Kılesesı) – это всемирная христианская церковь, основанная Иисусом Христом в I в. н.э. в Римской империи, в провинции Иудея, и возглавляемая св. Апостолом Петром и его преемником в лице Римского Папы с административным и географическим центром в Ватикане (Святой Престол). Святой Престол под управлением Папы является видимым знаком и средством единства всей Католической Церкви по всему миру. Это крупнейшая христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,345 млрд. последователей (2020 г.) по всему миру.
     Католическая Церковь, будучи основанной Иисусом Христом, приняла от него и сохраняет всю полноту христианского учения о Боге, человеке и окружающем мире. В иерархическом управлении, осуществляемом Папой и его епископами по всему миру, эта церковь следует т.н. апостольской преемственности, т.е. правящему авторитету св. Апостола Петра, установленного Иисусом Христом главой Католической Церкви. Поэтому Папа именуется Преемником Апостола Петра.
     Свою веру Католическая Церковь основывает на божественном откровении, проповеданном библейскими пророками, нашедшем свою кульминацию в евангельском учении Иисуса Христа и запечатлённом на страницах Священного Писания – Библии (Ветхий и Новый Завет вместе взятые). Католическая вера – это, прежде всего, христианская вера, вера в единобожие, монотеистическая вера; это вера в Единого Бога, проявляющегося и живущего в нераздельных Личностях Пресвятой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын Иисус Христос и Бог-Дух Святой, т.е. вера в триединого Бога, Творца всего сущего. Для каждого католика Иисус Христос – это Сын Божий, это одна из трёх Личностей Пресвятой Троицы – Бог-Сын, – это единый Бог, непорочно зачатый Духом Святым в лоне Девы Марии, родившийся человеком ради искупления собственной смертью на кресте всех грехов человечества, после распятия воскресший из мёртвых ради спасения каждого человека и дарования ему вечной жизни в Царстве Небесном, в раю. Католическая Церковь верит в богодухновенность и авторитет Библии; в сотворение мира Богом, в грехопадение Адама и Евы; в богосыновство и воплощение Иисуса Христа, в Его спасительную смерть на кресте, в Его воскресение из мёртвых и вознесение на небеса; верит в преемственность Папы Римского от св. Апостола Петра как наместника Христа на земле; верит в авторитет и учительство Вселенских Соборов, созывавшихся на протяжении всей истории; верит в заступничество святых, в непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии и её богоматеринство Иисуса Христа; верит в рай, чистилище и ад; верит в Судный День, в Конец света и вечную жизнь на новом небе и новой земле.
      Католическая Церковь является одной из старейших религиозных институций, которая сыграла важную роль в формировании западной цивилизации и внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Она участвовала в ключевых исторических событиях. Будучи основанной Христом как единая Католическая (Вселенская) Церковь во главе с Папой как наместником св. Апостола Петра, в 1054 г., во время Великого раскола, она претерпела отделение Византийской Церкви, т.е. Церкви Православной (каз. Ортодокс Кілесесі / Ortodoks Kılesesı). С тех пор Христианская Церковь начала условно подразделяться на Западную, т.е. собственно Католическую, и на Восточную, т.е. на Православную. Далее, в XVI–XVII вв. Католическая Церковь претерпела период протестантской Реформации, в ходе которой под влиянием Мартина Лютера (Martin Luther) от неё начали отделяться различные общины, образовавшие в дальнейшем многочисленные протестантские церкви. С этого времени религиоведы делят Христианскую Церковь на католичество, православие и протестантство. Несмотря на все разделения, Католическая Церковь сохраняет евангельскую веру и учение, апостольское единство и предание с первых веков своего основания Иисусом Христом.
     История Католической Церкви на территории Казахстана начинается в XII в. Здесь в Средневековье, на территории Семиречья, где проходил Великий Шёлковый Путь, были местные католики, католическое духовенство, организовывались конвенты и монастыри, возводились церкви и часовни.
      В Католической Церкви разнообразие обрядов. Каждый из обрядов Католической Церкви свойствен определённой местности или общине ввиду исторически сложившихся различий. Есть западный и восточный обряд. В число западных обрядов Католической Церкви входят римский (латинский), амвросианский, мосарабский, брагский, лионский, заирский обряды. Стандартным для католиков и самым распространённым и является римский (латинский) обряд. Отсюда и название «Римско-Католическая Церковь», что указывает на принадлежность к латинскому обряду. Ярким примером римского (латинского) обряда является Святая Месса. Восточные обряды – византийский (греческий), армянский, маронитский, сирийский, халдейский, коптский, эфиопский. Поэтому часто можно услышать такие определения, как «римо-католик», «греко-католик», «армяно-католик» и т.д., что указывает на обрядовое разнообразие Католической Церкви. Все католики, независимо от своего обряда, именуются католиками.
       Средоточием сакральной жизни Католической Церкви являются т.н. таинства (лат. sacramentum; каз. құпияшылдық / qūpiaşyldyq) как важнейшие обряды в жизни каждого католика. Всего этих таинств семь: 1) Крещение; 2) Миропомазание (Конфирмация); 3) Покаяние (Исповедь); 4) Евхаристия (Причащение); 5) Елеопомазание больных (Соборование); 6) Священство (Рукоположение в священнический сан); 7) Брак (Венчание). Перечисленные таинства затрагивают основные области жизни каждого католика от рождения и до смерти.
      Власть в Католической Церкви централизована, т.е. сосредоточена в руках Папы с центром в Ватикане. В административном плане она подразделяется на многочисленные поместные церкви. Поместные церкви подразделяются на епархии (диоцезы) (лат. diœcesis; каз. диоцез / diosez), возглавляемые отдельными епископами (лат. episcopus; каз. бескіп / beskıp). Епархии (диоцезы) включают в себя приходы (лат. parœcia; каз. махалла / mahalla, парақия / paraqia).
      В общественной жизни Католическая Церковь активно задействована в различных благотворительных, образовательных, научных, культурных и миротворческих сферах. На международной арене Католическая Церковь продвигает общечеловеческие ценности, защищает достоинство человека от его зачатия вплоть до естественной смерти, поддерживает мир и конструктивный диалог, выступает одним из инициаторов различных межрелигиозных конференций и организаций.